21 июня 2022
Объяснение формирования сверкающих «авроральных бусин», «нанизанных» на ночное небо Астрономы при помощи нескольких телескопов наблюдали особый тип свечения ночного неба, при котором источники представляют собой небольшие «бусины» на небе, напоминающие ожерелье из драгоценных камней. Анализ результатов наблюдений поможет астрономам глубже понять механизмы формирования этих восхитительных световых шоу.

Известные как «авроральные бусины», эти источники света наблюдаются на небе группами, в то время как более традиционные полярные сияния выглядят, скорее, как светящиеся ленты. Группа из 13 космических аппаратов, включающая миссию Cluster Европейского космического агентства, наблюдала этот процесс, который приводит к формированию авроральных бусин на дневной стороне Земли, обращенной в сторону Солнца. Это исследование дает возможность глубже понять формирование такой уникальной разновидности свечения земной атмосферы, пояснили авторы.

Полярные сияния и другие разновидности свечения атмосферы вызываются под действием электрических бурь или заряженных частиц, испускаемых Солнцем. Наблюдения, проведенные 6 ноября 2018 г., выявили, что вихри на краю магнитосферы Земли – магнитного поля, которое окружает нашу планету и защищает ее от излучения Солнца – сделали возможным туннелирование части заряженных солнечных частиц к поверхности Земли, обусловливающее возникновение потоков, наблюдаемых на небе как «авроральные бусины», согласно заявлению Европейского космического агентства.

Эти космические аппараты были расположены на ночной стороне Земли, близ магнитопаузы планеты, тонкого слоя на внешнем краю магнитосферы. В то время как некоторые из этих космических аппаратов наблюдали вихри, другие регистрировали потоки заряженных частиц, движущихся в сторону Земли. Совместный анализ результатов этих наблюдений позволил исследователям впервые изучить весь процесс формирования авроральных бусин от начала до конца, согласно сделанному заявлению.

Эти вихри, напоминающие небольшие водовороты и используемые для быстрого отслеживания солнечных частиц, формируются, когда солнечный ветер дует сквозь магнитопаузу, подобно ветру, перемешивающему облака в атмосфере Земли и воду в океанах на ее поверхности. В свою очередь, электроны солнечного ветра движутся по спирали вниз, в направлении магнитосферы и в конечном счете достигают верхней атмосферы Земли, где происходит взаимодействие электронов с водородом, кислородом и азотом. Это приводит к свечению молекул и формированию круглых авроральных бусин, которые кажутся нанизанными на ночное небо, выяснили авторы.

Работа опубликована в журнале Frontiers in Astronomy and Space Sciences.