15 июля 2022
Обнаружен магнетар, вероятно, сформировавшийся совсем недавно из двух нейтронных звезд Магнетары представляют собой одни из самых загадочных астрономических объектов. Одна чайная ложка вещества магнетара весит примерно один миллиард тонн, а магнитные поля магнетаров в сотни миллионов раз превышают по интенсивности любое магнитное поле, которое можно создать на Земле. Но нам мало известно о формировании магнетаров. В новой работе полученные данные указывают на один возможный источник – столкновения между нейтронными звездами.

Перед тем как две нейтронные звезды объединяются, они сначала движутся одна относительно другой в гравитационном танце на протяжении сотен миллионов лет, прежде чем произойдет взрыв, на месте которого затем останется черная дыра или магнетар. Однако в новом исследовании астрономам невероятно повезло – они наблюдали магнетар, который образовался всего лишь за несколько недель до начала наблюдений.

Если говорить более строго, это событие произошло примерно 228 миллионов лет назад – именно столько требуется свету, чтобы достичь нашей планеты из той галактики, в которой произошла вспышка. Однако после долгого космического путешествия этот свет достиг сенсоров телескопа Pan-STARRs всего лишь за несколько недель до того, как авторы работы начали наблюдения соответствующего участка неба. Этот магнетар выделяется среди других объектов его рода высокой скоростью вращения.

Обычно нейтронные звезды, подклассом которых являются магнетары, вращаются с частотой порядка тысяч оборотов в секунду, то есть имеют периоды вращения порядка миллисекунд. В то же время типичные магнетары вращаются значительно медленнее, совершая один оборот вокруг своей оси в течение 2-10 секунд. Но этот новый магнетар, получивший обозначение GRB130310A, имеет период вращения около 80 миллисекунд, то есть больше похож с этой точки зрения на обычные нейтронные звезды, чем на магнетары.

Вероятно, такая аномально высокая скорость вращения данного магнетара связана с тем, что он лишь относительно недавно сформировался, считают авторы. С течением времени скорость вращения магнетаров снижается, и в конечном счете они перестают излучать энергию на уровне, который способны зафиксировать наши радиотелескопы, пояснили они.

Исследование опубликовано на сервере препринтов arxiv.org; главный автор Чжан Бинбин (Zhang Binbin).